А вы бывали на Таити? Если вы вальяжно ответили «да», то гордо задам любимый вопрос: «а вы были на Северном Полюсе?». Мой ответ будет: «Да!»
Даже если кто-то спросит с видом «вот угораздило», я расскажу, как же это было. До сих пор даже самые ярые приверженцы пляжного солнца слушали с интересом…
Итак, плыву на ледоколе прямо на Северный Полюс. Москва – самолет – Мурманск – порт. Махина ледокола, скромненький трап, улыбающиеся девушки с цветами. Обживание каюты проходит успешно, с тихим удовлетворением: что обещали, все есть. Представление экспедиционного персонала, первые знакомства с пассажирами. Так начинался мой первый морской поход и сразу на мощнейшем в мире ледоколе с приметным названием «Ямал».
Баренцево море порадовало необъятными просторами, причем спокойными. На исходе второго дня подходим к Земле Франца Иосифа, где запланирована первая высадка. Сгорая от нетерпения, натягиваем подаренные экспедиционные куртки с гордой надписью «North Pole 2002» и торопимся к вертолетной палубе. Кстати, о Земле Франца Иосифа… Этот архипелаг является самым северным владением России и посей день относится к разряду труднодоступных, что очень положительно сказывается на животном мире – здесь существуют крупные популяции моржей и, соответственно, белых медведей. А количество птиц, на мой взгляд, просто неисчислимо. И вот, после потрясающих ландшафтов Земли Франца Иосифа с высоты птичьего, читай, вертолетного, полета, мы ступаем на землю Арктики. Большей частью, на эти острова в течение многих лет не ступала нога человека, что уж говорить о ногах туристов в частности. Полноправно ощущаешь себя неким первопроходцем на всех высадках. Непреходящее ощущение События, чего-то важного! Настроение поддерживают неповторимые ландшафты, уносящие любого наблюдателя в мир детскихгрез и книжных иллюстраций.
После нескольких высадок на вертолетах и надувных лодках «Зодиак» чувствуешь себя опытным покорителем неизведанных территорий, которому не страшны никакие ветра и снега. Особенно уверенно себя чувствуешь, уже находясь на борту теплого и надежного ледокола, расправив плечи, наблюдая, как с последним «бортом» прибывает вооруженная охрана периметра. Подкупает чувство единения, некоего экспедиционного братства с офицерами охраны, с полярниками и учеными, зимовавшими на станциях и теперь делящимися с нами опытом и знаниями, которое делает столь неповторимой атмосферу этого круиза: здесь приятно и говорить и слушать, так как вокруг сидят достойнейшие люди, среди которых так воодушевляющее чувствовать себя равным.
Как вы уже наверняка обратили внимание, постоянно возвращаюсь к описанию того подъема, прилива душевных и физических сил, которые испытывали все участники экспедиции. Являясь опытным путешественником по миру, не могу припомнить подобного где-то еще. Думаю, за это стоит поблагодарить организаторов экспедиции – компанию «Посейдон».
Причем настроение всегда по восходящей: первые высадки, первые встречи с медведями, флегматичные семейства моржей, многотысячные гнездовья арктических птиц на Рубини Рок, начало паковых льдов, вертолетные облеты над ледовым безбрежьем, ежедневные искушения экспедиционного ресторана и пик путешествия – Северный Полюс.
Что там есть? А что есть на вершине Эвереста? Да ничего особенного. Просто Северный Полюс. Напряженное ожидание на ходовом мостике. 90 градусов Норд на дисплее GPS. Протяжный гудок «Ямала» в ледяном безмолвии. Бокал шампанского. Скупое, но такое искреннее поздравление капитана. Улыбающаяся борода экспедиционного лидера. Мысль «и все-таки я здесь». Высадка на лед. Подъем флага, грудь колесом. Прыжок в Ледовитый океан. Изумительный стол. Дискотека на Северном Полюсе. Подъем по трапу. Слеза на раскрасневшейся щеке. Рукопожатие на палубе. МЫ БЫЛИ ЗДЕСЬ. И все.
На обратном пути будут еще высадки, лежбища моржей, спасение бегством от наиболее общительных гигантов. Айсберги, лекции, беседы за полночь, даже Северное сияние. Каждый участник был переполнен душевным изобилием, и так радостно было им обладать. Многие плакали, покидая ледокол в Мурманске и истово махали руками, прощаясь с организаторами.
А на стене теперь у меня висит красная куртка с лаконичной надписью NORTH POLE 2002. Я просто был там…