Владимир Воробьев, президент туристической компании «Натали Турс»
Turist: — Лето подходит к концу и можно подводить итоги. Что явилось самой большой неожиданностью сезона?
Это, безусловно, Турция. Никто не прогнозировал, что на турецком направлении случится настоящий бум. Ожидалось, что второй год подряд спрос будет понемногу падать, а на сегодняшний день мы можем говорить, как минимум, о 30-процентном росте.
Turist: — На ваш взгляд, с чем это связано?
В первую очередь с тем, что цены на эту страну были в долларах, а при изменении соотношения американской валюты к евро, долларовые направления сильно выиграли. Основные европейские направления стали более дорогими, а Турция большинству россиян показалась более доступной.
Turist: — А сама Турция была готова к такому количеству туристов?
К сожалению, рост потока из России этим летом явно сопровождался ухудшением качества обслуживания. Если и в прошлом году сервис был не на самом высоком уровне, что объяснялось отсутствием отдыхающих, то в этом сезоне оказалось, что, если туристов становится много, ситуация только ухудшается. Хотельеры не справлялись с уборкой номеров, с приготовлением еды. Причем это коснулось даже отелей, которые ранее никогда не страдали такими недугами. Конечно, остаются и в Турции достойные гостиницы среднего бюджета, но, к сожалению, их становится все меньше.
Кроме того, наших граждан удивило, что европейские туристы постепенно отказываются от поездок в эту страну, а их место занимают сами турки. В Европе продажи Турции постепенно падают, а аномальная жара заставляет местных жителей чаще приезжать на побережья.
Turist: — Вы полагаете, в следующем году спрос на эту страну тоже будет велик?
Ситуация парадоксальная: российский турист продолжает выбирать Турцию. При этом удовлетворенность падает, но высокий уровень цен в Европе не позволяет организовывать свой отдых на более качественных курортах.
Судя по всему, в следующем году направление опять будет расти. Однако сейчас турецкие отели пытаются повысить уровень цен, и пока нет абсолютно никаких предпосылок того, что будет улучшаться сервис. Многие туристы рассказывали нам, как полетели в Турцию, обратив внимание на низкие по сравнению с Европой цены. Но, побывав на местных курортах, решили туда больше не возвращаться.
Turist: — У Турции есть конкуренты среди европейских стран?
Да, есть направление, которое, с одной стороны, европейское, с другой, по своему менталитету организации отдыха (но не по сервису!) близко к Турции. Это Греция. С одной стороны — это европейская христианская православная страна с близкими нам традициями, культурой, с вкусной и понятной кухней, а, с другой стороны — в ней найдется «списанная» с Турции и любимая россиянами модель отдыха all inclusive.
Есть и еще один плюс. Если в Турции на побережьях любой местный житель будет говорить с вами по-русски, то в Европе, например, в Испании, надо понимать хотя бы по-английски. Отсутствие знания языка у старшего поколения, которое в основном сейчас и ездит заграницу, является серьезным сдерживающим фактором. А в Греции или на Кипре проживает огромное количество выходцев из России.
Turist: — Однако в Турции есть один несомненный плюс — налаженный сервис для отдыха с детьми.
Еще несколько лет назад анимация в Турции была на немецком языке. Все меняется. Когда российские туристы начинают составлять 20-30%, хотельеры начинают адаптировать сервис под них. Это сейчас происходит и в Греции.
Turist: — До сих пор Ваша компания не занималась организацией отдыха в Греции. Видимо, теперь и Вы заинтересовались этой страной?
Да, компания «Натали Турс» запланировала выход на это направление на следующий год, о чем мы сообщили прошлой зимой, и тогда же началась подготовительная работа. За это время я несколько раз побывал в Греции, и, с моей точки зрения, это хорошая альтернатива для россиян.
Если 5 лет назад, когда говорили об отдыхе на курортах Греции, речь шла прежде всего о Халкидиках, то есть о материковой части, в последние время эта страна стала ассоциироваться в России прежде всего с респектабельным отдыхом на островах. Поэтому в первый год работы мы решили сделать ставку на два острова — Родос и Крит. Появятся предложения и по острову Кос. Через Афины будем возить туристов на Санторини и Миконос.
Turist: — Приближается зимний сезон. Что нового предложит «Натали Турс» туристам?
Я хочу обрадовать наших постоянных клиентов. Как известно, мы являемся одним из ведущих туроператоров по Италии. Однако до сих пор наша компания не занималась организацией горнолыжного отдыха на Пиренейском полуострове. И в этом году, наконец, мы делаем вполне естественный шаг — начинаем предлагать зимние курорты этой страны.
Turist: — Владимир Борисович, что, по-вашему, главное при организации отдыха?
Любить себя. За границей тщательнее относятся к своему отдыху и выделяют на него больше денег, а потому отдыхают более качественно. Так что любите своих близких, своих родных, любите своих детей и себя. Позвольте себе отдых, который вы заслуживаете.
Полина Бойцова