На прекрасном голубом Дунае
Статистика утверждает, что по числу туристов, ежегодно посещающих страну, Венгрия входит в пятерку мировых лидеров. В чем же ее секрет?
Без всяких натяжек страну можно назвать баней и водолечебницей Европы. Термальные источники встречаются здесь на каждом шагу. Широко известны здравницы курорта Хевиз, работающие круглогодично.
Озеро Балатон — большое, живописное и пресноводное — не зря называют венгерским морем. В летний период его песчаные пляжи, словно магнит, притягивают отдыхающих. Обычно это родители с детьми. Вот где раздолье для любителей походить под парусом, прогуляться на велосипеде или верхом, сыграть в теннис.
Север страны — самая гористая часть Венгрии. Тут проходят южные отроги Карпат, а горы — это всегда романтично. Ближе к Словакии находятся пещеры, самые большие в стране. А к востоку расположены знаменитые виноградники Токая.
Колоритные пусты — бескрайние степи Альфёльда — протянулись на юго-востоке. Бесконечные равнины, стада длиннорогих серых коров, пастухи в высоких сапогах, тонконогие скакуны, отрывистое щелканье кнутов, громкий лай лохматых овчарок. Все это, с любовью описанное в романах Мора Йокаи, и через полтора столетия можно наблюдать в национальных парках Хортобадь и Кишкуншаг.
Блистательный город
По традиции, некогда заведенной французами и с радостью подхваченной их сторонниками, красоту европейских столиц принято сверять с Парижем. И невдомек «лягушатникам», что есть престольные города, которые сами могут считаться эталонами. К их числу относится и венгерская столица.
Вместе с пригородами в Будапеште проживает почти половина более чем десятимиллионного населения страны. Исторически город развивался как роскошная вторая столица огромной двуединой Австро-Венгерской империи. Но вряд ли Франц-Иосиф намеревался сделать из города на Дунае восточноевропейский Париж. Будапешт хорош как раз тем, что не похож на него. После распада империи в 1918 году многолюдный аристократичный город стал столицей сравнительно небольшого государства. Эта диспропорция сохранилась до нашего времени.
Будапешт привлекателен в любое время года. Но лучше всего приезжать сюда весной, летом или осенью, когда вволю можно наслаждаться теплом, зеленью парков, ароматом цветов, когда работают открытые купальни, когда длинный световой день позволяет успеть гораздо больше.
Воспетый Иоганном Штраусом голубой Дунай рассекает Будапешт на две части. На правом гористом берегу находится Буда, полная удивительных памятников старины. На пологом левом разместился торгово-промышленный Пешт.
С жильем здесь нет проблем. Остановиться можно как в городе, так и в пригороде. В зависимости от цели поездки легко снять номер в респектабельной гостинице, молодежном хостеле или маленьком уютном пансионате. Однако многие путешественники отдают предпочтение частному сектору, работающему по принципу: качество не хуже — цена ниже. Рынок аренды комнат и квартир вполне цивилизованный. С картонками у вокзалов никто не стоит и бедных приезжих за рукав не теребит.
Похвальное слово Габсбургам
Будапештским властям удалось во многом сохранить обаяние старой имперской столицы благодаря отсутствию в центре унылых стандартных зданий из железобетона. Дома габсбургской эпохи преобладают в городской застройке. Именно они формируют лицо Будапешта и создают его неповторимый стиль, нарядный и строгий одновременно.
Старый габсбургский дом — это феномен, который еще ждет своего исследователя. Несмотря на то что домам этим по 100-150 лет, жить в них очень престижно и комфортно. Почему? Потому что в центре. Потому что дома красивые. Потому что построены руками, то есть добротно. Потолки в них высокие, а стены толстые. Потому что хозяева (габсбургские дома преимущественно в частной собственности) не только оснастили квартиры современными удобствами и все отделали изнутри, но и зачастую установили в 4-6 этажном здании даже лифт.
В плане здание представляет собой обычно каре. Вход в дом с улицы — для нас непривычный: сперва надо открыть ключом подъезд. Подняться по лестнице на нужный этаж, пройти на галерею, тянущуюся по внутреннему периметру дома, и открыть свою дверь. Галерея, как водится, огорожена перилами и украшена цветами в горшках. Эти цветы на фоне изящно прорезанных оконными арками желтых стен с атлантами, розетками и лепными львиными мордами смотрятся так сентиментально. Словно каким-то южным ветром занесло в большой город кусочек Средиземноморья.
Снаружи стены остались такими же, какими были изначально. А изначально по тогдашней английской моде строительный камень доломит штукатурили и затем красили в мрачные цвета, имитируя то ли лондонский смог, то ли средневековую готику. Нет здесь привычки раскрашивать особняки в легкомысленный голубой или розовый цвет, как заведено в некоторых восточных столицах.
Вдоль Дуная и поперек
В Будапеште организована четкая работа городского транспорта. Помимо метро, автобусов, троллейбусов, трамваев (кстати, бесшумных) тут есть пригородная электричка и даже зубчатая железная дорога. Она предназначена для доставки пассажиров на гору Сечени, что на правом берегу Дуная, и сразу после своего появления в 1874 году покорила сердца горожан. Если не удастся прокатиться, то стоит хотя бы на нее посмотреть.
Метро в городе — старейшее на континенте. Первая линия (желтая) вступила в строй в конце XIX века. Составы здесь ходят специфичные — скорее всего, это подземный трамвай. Еще две линии — красная и синяя — появились после войны. Вагоны мытищинские, небольшие усовершенствования коснулись лишь отделки диванов и установки ременных петель.
Разовые билеты на транспорт покупать накладно. Лучше сразу приобрести многоразовый проездной. Чем больше срок его действия, тем он относительно дешевле.
Дунай — главная улица в городе и главное его украшение. Вдоль реки в парадном строю застыли великолепные здания. На высоком правом берегу стоят Будайская крепость, Королевский дворец и Рыбацкий бастион. Сейчас здесь размещаются различные музеи, а когда-то стены твердыни защищали жителей от нашествий врагов. Подняться сюда можно пешком или на старинном фуникулере. Рядом расположены знаменитые купальни на базе термальных источников — «Геллерт», «Кирай», «Рац», «Рудаш». Они только называются купальнями. На самом деле это водолечебные дворцы с бассейнами, парной, сауной и одновременно памятники архитектуры. Даже римские императоры не сочли бы зазорным омыть свои телеса в подобных храмах гигиены.
Полноводный Дунай разделяет город, а мосты соединяют. Мосты через голубой Дунай — зрелище, вдохновившее не одного романтика. Белый, ажурный подвесной мост Эржебет особенно красив. Его изображение можно встретить повсюду. Эржебет — это императрица Елизавета, погибшая от руки террориста в 1898 году. Был до войны и мост Франца-Иосифа, ее супруга. Теперь нет, восстанавливать его не стали. Широко известны и Цепной мост Сечени, и мост Маргит, ведущий на одноименный остров — любимое место отдыха жителей столицы.
Здесь находится хорошо оборудованный парк, в котором привольно живут птицы, белки, ежи, ящерицы, черепахи. В прудах плещутся рыбки. Есть и небольшой зоопарк. Открыты купальни, пляжи, спортплощадки, летний театр.
Будапештцы умеют не только работать, но и развлекаться, предпочитая отдых активный. Весьма популярны прогулки верхом, катание на лодках. Велосипед стоит особняком — он вне конкуренции. В выходной день многие горожане всем семейством отправляются на велопрогулку. В столице для этого созданы все условия, в том числе самое главное — велодорожки. Велосипедист — равноправный участник уличного движения и может спокойно ездить, не опасаясь за свою безопасность и тем более жизнь. Как же далеко Москве до человеческого отношения к людям.
Чудесна Буда: не зря панорама ее с видом на Дунай занесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но и Пешт не ударит в грязь лицом. Его сказочные дворцы будоражат воображение.
Минздрав предупреждает
Символом столицы давно стало здание парламента. Оно возводилось в конце позапрошлого века с явной оглядкой на английского тезку, подражая его архитектурным формам. Эклектичное смешение неоготики, ренессанса и барокко дало отличный результат, с которым можно ближе познакомиться на экскурсии. На стенах висят картины, полы застланы коврами изумительной работы. Здесь же к тысячелетию венгерской государственности выставлены коронационные регалии: корона, держава, меч, скипетр. Роскошь невероятная, однако во дворец пускают в уличной обуви, не заставляя надевать музейные тапки, — наверно, коврам это на пользу.
А теперь любопытный эпизод работы венгерских парламентариев того, уже далекого от нас, времени. Представьте себе следующую картину. Конец XIX века. Депутаты прибыли на очередное заседание парламента — кто в пролетке, кто в только что появившемся новомодном автомобиле. Все они — представительные мужчины с лихо закрученными вверх усами. Накидки с пелериной, шляпы-котелки, трости с серебряными набалдашниками прислуга забрала и унесла в гардероб.
Идет заседание, однако кое-кто покинул зал и вышел в вестибюль на перекур. Курить модно. Модно курить дорогие сигары. А что может быть респектабельнее гаванских сигар? Поэтому все курили гаванские сигары. Перед каждым господином стояла металлическая пепельница с его личным номером. В ней парламентарий оставлял недокуренную сигару. И она тлела потихоньку до следующего перекура. Яркая речь выступавшего стоила, бывало, курильщикам гаванской сигары, ибо, пока они слушали, табачные листья успевали сгореть дотла.
Так вошло в обиход выражение «дороже гаванской сигары».
Миллениум: программа благоустройства
Знаменитая улица Ваци предназначена для пешеходов. В этом самом аристократичном и дорогом уголке Будапешта в глазах рябит от бесчисленных вывесок с именами всемирно известных кутюрье, рестораторов, ювелиров. Отсюда все близко: Дунай, Опера, парламент, дворцы и прочие памятные места. Это центр Пешта. Здесь же и двухбашенная синагога, построенная в 1859 году, самая большая из действующих в Европе. На органе храма играл французский композитор Камиль Сен-Санс. Неподалеку находится Музей иудаизма. Оказывается, перед войной каждый пятый житель Будапешта был евреем.
В Варошлигете, самом большом парке столицы, любуется своим отражением в озере сказочно прекрасный замок Вайдахуняд. Он воплощает собой мечту, созданную из различных архитектурных стилей, бытовавших в стране: романского, готического, ренессанса и барокко. Замок, возведенный в конце XIX века, покорил не одно сердце. Ныне в нем располагается Музей сельского хозяйства. Кроме того, на территории Варошлигета находятся и другие музеи — транспорта, воздухоплавания, а также зоопарк, ботанический сад и, пожалуй, единственный в Европе сад для слепых.
Столица Венгрии немыслима без музыки. Это город Имре Кальмана, блестящего мастера ярких зажигательных оперетт. Кто не слушал в Будапеште солистов Венгерской государственной оперы, тот много потерял.
Приезжих всегда привлекают городские рынки. Чрево Будапешта расположено на Центральном крытом рынке. Между прочим, это памятник архитектуры. Везде чисто, культурно. Продукты разнообразные, свежайшие и не слишком дорогие. По крайней мере, дешевле, чем в Москве.
Есть в Будапеште еще одна достопримечательность, вызывающая интерес не только любопытствующих зевак, но и профессиональных антикваров. Это блошиный рынок «Эчери». Чего здесь только нет! Посуда, столовые приборы, старые пластинки, граммофоны, монеты, военные награды, сабли, кортики, ножи. Цены вполне доступные, да и торг уместен. Несказанное удовольствие — рыться в этом добре, чтобы найти свою «волшебную лампу Аладдина».
Будапештские кофейни — это уже стиль жизни. На протяжении последних полутора веков сюда заходят не проглотить наспех чашку кофе, а посидеть, полакомиться выпечкой, пообщаться с друзьями. Здесь назначают свидания. Особенно вкусны пирожные в кондитерской «Жербо» и в кафе при гостинице «Астория».
В 1896 году Венгрия с небывалым размахом отмечала юбилей. Сладкоголосого певца? Прославленного музыканта? Видного писателя? Его величества императора? Нет, нет и еще раз нет. Тогда чей же юбилей? Юбилей события, переломного в венгерской истории. Тысячу лет назад князь Арпад, словно библейский Моисей, привел мадьярские племена на территорию нынешней Венгрии.
В связи с этим задолго до празднования тысячелетия обретения венграми родины в Карпатах была принята беспрецедентная программа строительства и благоустройства Будапешта. Современный облик венгерской столицы фактически был создан в конце девятнадцатого века. Тогда и появились все эти замки, дворцы, метро, магия которых досих пор завораживает людей.
Вверх по Дунаю
Поездка из Будапешта вверх по Дунаю на теплоходе — это лучший способ совместить приятный отдых на воде с интереснейшими экскурсиями. Речные просторы, крутые повороты, потрясающие пейзажи. Здесь, в излучине Дуная, находятся старинные города Эстергом, Вишеград и Сентэндре.
До Эстергома автобусом по шоссе — 50 км. Рекой — дальше и дольше. Зато лучше. Над очаровательным средневековым Эстергомом возвышается гора, словно короной, увенчанная внушительных размеров Базиликой (Кафедральным собором). Рядом — старая крепость и королевский дворец, позже ставший резиденцией архиепископа. Сегодня здесь размещается музей. В этих древних стенах родился основатель Венгерского государства (тысячелетие которого отмечалось в прошлом году) король Иштван Святой. Он же основал Эстергомское архиепископство. Согласно традиции, местный примас — высшее духовное лицо венгерской католической церкви.
Роль города в истории государства трудно переоценить. Эстергом на протяжении трех столетий был родовым гнездом королей династии Арпадов и столицей Венгерского королевства, а его Базилика и по сей день продолжает оставаться святыней и католическим центром страны. Нынешний Кафедрал (а это самый большой и красивый храм Венгрии) построен в первой половине девятнадцатого века в стиле классицизма на месте более древнего собора. На его освящении впервые прозвучала «Эстергомская месса» Ференца Листа. Дирижировал автор.
Сокровищница Базилики, в которой собрана бесценная коллекция церковной утвари, доступна для посещения. О страсти отцов церкви к собирательству предметов искусства свидетельствует и Музей христианства.
Со смотровой площадки, находящейся на башне крепости, открывается сногсшибательная панорама противоположного, словацкого, берега Дуная. Картина, достойная кисти великих мастеров.
Городок Вишеград разместился у подножья скалистых гор. Нижняя и верхняя крепости датируются XIII веком. Королевский замок — эта причудливая смесь готики и ренессанса, возведенная спустя два столетия, — вызывает изумление даже в разрушенном виде. Король Матвей Корвин любил здесь бывать. А в мрачном подземелье Вишеграда сидели узники. Среди них встречались весьма именитые, к примеру воевода Влад Цепеш, всему миру известный как граф Дракула.
Романтика давно ушедших времен оживает в театрализованных представлениях, проводимых в замке летом. К тому же изумительные виды излучины великой реки цепляют за живое. Здесь настолько красиво, что поневоле начинаешь щипать себя и протирать глаза — не во сне ли это?
Городок Сентэндре невелик. Здесь своя, особенная, атмосфера: извилистые улочки, крошечные площади, навевающие средиземноморские воспоминания. Православные церкви и старинные жилые дома погружают туристов в эпоху барокко. Здесь живут потомки сербов, бежавших от турецкого нашествия.
Сентэндре — город искусств. Работы местных художников собраны в многочисленных музеях, галереях и выставочных залах. Хорошо известны и православные сербские храмы. Народ здесь добрый, веселый, обожающий священнодействовать: посидеть за чашечкой кофе, пропустить стаканчик вина или, под настроение, рюмку палинки.
Присоединяйтесь.
Андрей Балканский
Материал предоставлен журналом «РУССО ТУРИСТО»